loader image
www.sary-uysin.kz

Sary-uysin.kz

𐰇𐰘𐰾𐰃𐰤

Уйсуны: этимология названия и происхождение, история, мировоззрение рода

(гипотеза Еспенбетова Ерлана)

Армысыз құрметті қауым! Меня зовут Еспенбетов Ерлан, я родился в Алматы и об уйсунах знаю не понаслышке, так как сам происхожу из рода Сары уйсун (подрод Жақып-Жандосай). По образованию я музыкант (певец-тенор), но увлекаюсь тюркологией и примерно последние 22 года  изучаю любые материалы и сведения касающиеся истории, генеалогии, мировоззрения и культуры не только уйсунов, но и всех народов Великой Степи. В 2000 году, я ездил вместе с моим с отцом Оразбеком, который сопровождал по различным аулам старейшин и писателей для сбора данных и создания книги по шежире Сары-уйсунов. Именно в это время, я  впервые начал проводить свои собственные исследования. На данный момент я работаю  директором спортивного клуба «Тенгри» и главным редактором международного интернет-портала по изучению истории, культуры, языков и мировоззрения народов Великой Степи www.tengrism.kz и сайта www.sary-uysin.kz

Исследуя различные материалы касательно уйсунского племени, я слышал разные версии об их истории и этногенезе. Некоторые из них  утверждают, что мы монгольского, иранского или даже китайского  происхождения, с чем я не согласен. Бесспорно,  в этногенезе племени принимали участие не только тюрки, но и  представители разных народов и государств, в том числе и персы, китайцы, тибетцы, согдийцы, бактрийцы, монголоязычные (халха-монголы, калмыки, джунгары) и тунгусо-маньчжурские народы. Тюркские, да и вообще все  народы Великой Степи издревле придерживались экзогамии, то есть, заключали браки за пределами своей социальной группы (7 ата).

 Прежде чем написать эту статью, я долго готовился, чтобы не стать посмешищем в глазах общества. Но, озвучить свою версию нашей с вами истории,  я считаю своим долгом. Еще раз предупреждаю, изложенная мною версия может вызвать у некоторых людей сомнения и вопросы, но я постараюсь предоставить свои аргументы. Кроме нас с вами, наша история никому не нужна и поэтому ее нужно изучать! Конечно, я человек, могу ошибаться и также не претендую на 100 %-ную истину моей гипотезы  и всегда положительно принимаю конструктивную критику (почта указана выше).

Итак,  готовы выслушать мою гипотезу?

Что связывает Уйсунов и...

Саков
Исседонов
Гуннов (Сюнну)
Тюрков (Ашина)
Тургешей
Болгаров (династия Дуло)
Империю Чингизидов
Могулистан
Казахское ханство

Усуни, Уйсуны, Ушины, Уйшуны (кит. 烏孫, греч. Исседоны)  — народ тюркского происхождения, обитавший в древности на севере современного Жетысу и  Синьцзяна.  Историю усуней как крупного государства можно проследить начиная с II в. до н. э.

Согласно свидетельству Яня Шыгу, усуни отличались от других обитателей Западного края: были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы. Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий гуньми), а его родичи именовались далу. Столица усуней Чугу-чэн (Кызыл Ангар, город Красной долины) предположительно находилась на берегу Иссык-Куля (современное село Кызыл-Суу — центр Джети-Огузского района Киргизии). Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Усуни вели войны с кангюями и гуннами за пастбища, имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Осёдлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах.

Уйсуны (қаз. Уйсін) — древний род, входящий  в состав многих центральноазиатских народов. Этноним Уйсун с различными вариантами названия,  зафиксирован в родоплеменных структурах ногайцев, узбеков, татар, кыргызов, каракалпаков, крымских татар, литовских татар, халха-монголов, хазарейцев, болгаров, кумыков,  башкиров (башкирские табыны, ирэкте считают себя потомками уйсуна Майкы би).

Казахские же уйсуны состоят из следующих кланов: Сарыуйсын, Жалайыр, Шапырашты, Ошакты, Ысты, Албан, Суан, Дулат. Также крупные рода среднего жуза Абақ-керей и Табын младшего жуза  ведут  свое происхождение от средневековых уйсунов (что подтверждается как идентичными тамгами, так и легендами о происхождении рода). 

Непосредственно название  Уйсун встречается также:

  1. в племени  ногай-казах есть подроды Сары уйсун, Караторы уйсун, Бактыбай уйсун, Теренкудык уйсун, Жанакай уйсун
  2. внутри киргизского родоплеменного объединения Ичкилик ОН УУЛ есть род Сары уйсун
  3. династии болгарских правителей  по многочисленным сведениям происходят из Жетысу, такие как роды Дуло ( Дулу, Дулат или тургу,тургеш) и Асени (Ашина, Афшина, Уйшин, Уйсін).    

Прямые потомки древних уйсунов (по гречески — исседоны) и  тургешей.  Клич — Бақтияр   

По официальным историческим сведениям, их потомки сейчас живут в Жетысу (Семиречье), Алматинской области,  на территориях современной Жамбылской и Туркестанской областях, СУАР, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Афганистане минимум около 2000 лет. 

Я предполагаю, что термин  «Уйсін» мог  означать на древнетюркском:

  • либо «Небо» (Аспан, Асиан, Уйсун) либо «Поклоняющиеся Вечно Синему Небу» (Көк Тәңірі). Данная версия была опубликована на YouTube канале «Асланбек Кансарбаев» и  хотел бы выразить благодарность автору канала ( ссылка на это видео будет добавлена ниже).
  • Үй иесі — (хозяин или владелец дома)
  • Үйші — юртостроитель (мастер по изготовлению юрты), домостроитель

*** Мало вероятно, что  слово Уйсін могло бы означать «потомок ворона» — среди кочевников это птица никогда не была священной. 

На мой взгляд, названия таких племен населявших Жетысу как скифы, саки, тиграхауда, исседоны являются лишь экзонимом. К примеру немцы себя называют дойче, армяне — айер, китайцы -хань, венгры — мадьяр и т.д. Я предполагаю, что сами себя местные племена называли уйсунами, потому- что в 100 году до н.э. уже существовало крупное государство по меркам того времени с таким названием.

Исседоны (др.-греч. Εσσηδονες) — древний народ, обитавший в степях Южной Сибири и Урала (по одним источникам — Скифия, по другим — Сарматия). Вероятно, были народом, родственным сарматам. Некоторые историки и археологи полагают, что исседоны — это другое название племени уйсун.

Гуннский союз племен как и Уйсунский, состоял из множества различных родов и кланов. Более того, я хочу высказать одну мысль: гунны (по китайским летописям «Сюнну», что очень похоже на китаизированное звучание слова «Уйсін»)   — это название восточной части государства Уйсунов. Позже усилившись, кочевые племена под руководством Атиллы,  ушли на запад и стали известны европейцам как гунны.

Исходя из многочисленных сведений о  родственной связи правящей верхушки  и близостью культур,  традиций данных племен друг с другом, я думаю гунны и уйсуны —  это один и тот же народ. Если  даже сравнить  места  проживания  этих древних племен (Жетысу, ВКО, Синьцзянь, Монголия) в средние века и сейчас, то  можно легко  заметить, что там и поныне  проживают  многочисленные племена современных уйсунов и ряда родов,  связанных с ними родственными узами (например Абак-кереи)

Ашина — знатный род правителей тюркских каганатов в VI—VIII вв. В эпоху хунну Ашина составили основу древних тюрок.

Большинство исследователей: Х. В. Хауссиг, А. Н. Бернштам, Ю. А. Зуев, Д. Г. Савинов, С. П. Гущин, Рона-Таш, Р. Н. Фрай, Финдли, В. У. Махпиров, выдвигали гипотезу о сако-уйсунском происхождении Ашина: по их мнению, корни этнонима «Ашина» следует искать в сако-уйсунской родовой антропонимии.

Я полностью согласен с этими учеными  и думаю, что  династия «Ашина» — это также китайское название (возможно на другом диалекте)  древнего народа Уйсун и правящего рода древних тюрков. В тюркских памятниках наименование Ашина не встречается. Питер Голден утверждал, что происхождение названия от монгольского ошибочно.

В начале VII века (603 год) Тюркский каганат в результате междоусобных войн и войн со своими соседями распался на Западный и Восточный каганаты.

В западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племён» (он ок будун), занимавшие древние уйсунские земли. К востоку от реки Чу выделились пять племён дулу (Дулат — один из многочисленных родов Уйсунов), а к западу от неё — пять племён нушиби.

Столицей стал город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ города Туркестана). Центр государства находился в Семиречье. Управлялся каганами из династии Ашина. Позже от него отделился Хазарский каганат.

В 658 году многие земли Западно-Тюркского каганата были захвачены китайской империей Тан. С этого момента единый каганат перестал существовать. В 698 году власть на части территории каганата захватили тюргеши. А теперь самое интересное, тюргеши (каз. Түркеш)  – это также и второе название современного рода Сары уйсун. Как бы сказал один известный телеведущий «совпадение? Не  думаю!»

 

Практически до ХV века тюркские империи играли значительную роль не только в Центральной Азии, но  и в Индии, Китае, на Руси,  на Ближнем  Востоке, в странах Магриба и  Восточной Европы. В то время они были гегемонами, как примерно сейчас США, РФ, Китай и Великобритания. Поэтому, отвечая на вопрос, могу смело утверждать: они имели прямую связь с тюркскими каганами из рода Ашина!

  • Дуло — правящая династия в Великой Болгарии и Первом Болгарском царстве. Междоусобица внутри Западнотюркского каганата позволила Кубрату сохранить созданное им в это время Болгарское ханство, возглавляемое династией Дуло. Известны болгарские правители из рода Дуло — Кубрат (основатель Великой Болгарии), несколько легендарных его сыновей, из которых прослеживаются по источникам Батбаян (по именнику Безмер) и Аспарух (основатель Дунайской Болгарии), и правители Дунайской Болгарии Тервел, Кормесий и Севар.

    В 631 году Кубрат основал на Кубани государство. Это произошло после того, как его дядя Органа-Моходу разгромил нушибийцев и хазар и этим помог Кубрату. В «Именнике болгарских ханов» Авитохол и Эрнак тоже отнесены к роду Дуло, что указывает на тенденцию связывать болгарских ханов VII века с прославленными гуннскими  (сюнну) вождями в V веке.

    Аспарух, сын Кубрата, основал болгарское ханство на Балканах (Дунайскую Болгарию), которое считается первым государством современной Болгарии — Первое Болгарское царство.

    ** Лев Николаевич Гумилёв  подразумевал, что можно ассоциировать болгарскую правящую династию Дуло с пятью Дулу (это неправильное звучание китайских иероглифов, более верное звучание было близко к «Туруг», откуда, собственно, возникло имя «тюргеши») племён западных тюрок. Хотя и Дулу, и Тюргеши,  имеют родственную  связь с Уйсунами.

  • Асени (болг. Асеневци; греч. Ασάνης — Асаны) — династия болгарских царей, между 1187 и 1280 годами.

     

    Династия основана братьями Петром и Иваном Асенем, которые, предположительно, являются сыновья боярина из Болгарии тюркского происхождения Асана (Асеня). Некоторые имена первых правителей имеют явно тюркское происхождение. Например, Белгун (прозвище Ивана Асеня) является производным от тюркского «bilgun», который означал «мудрый». Либо имеют отношение к тюркскому роду Ашина.

 

Ранее  я уже опубликовывал специальную статью об этом и не хотел бы повторяться. Прочитать ее можно по ссылке: https://sary-uysin.kz/genghis_khan/

 

Древние уйсуны говорили на диалекте тюркских языков! Многие дилетанты, даже среди самих казахов утверждают, что до прихода Ислама у нас не было своей  письменности.Теперь встречный вопрос таким «ученым»: Тогда какой письменностью по Вашему пользовались тюрки, когда они контролировали практически всю Евразию от Восточной Европы до Тихого океана и от Северно-Ледовитого до полуострова Индостан? Жестами общались? 

Тюрки использовали свою письменность — битик (бітік)!  Подробнее о ней Вы можете прочитать по ссылке: https://tengrism.kz/download_the_turkic_tutorial/

Могулистан (тюрк.  Мәңгі Ел) – это один из осколков империи Чингисхана находившийся на территории Жетысу и Восточного Туркестана. Родоплеменной состав так называемых «моголов» включал в себя как местные уйсунские , так и другие  тюрко-монгольские народы и племена: баарин, балыкчи, барак-итарчи, барки, барлас, долан, дохтуй, карлук, булгачи, калучи, канглы, кереит, кончи, конырат, кушчу, кипчак, кыргыз, канлы,  меркит, найман. Начиная с XV века, в результате нашествия Тамерлана, вторжения ойратов и междоусобной борьбы, начался процесс обособления народностей и последующего поглощения могольских племён киргизами, казахами и предками современных уйгуров.

Казахское ханство возникло в последней трети XV века, когда ханы из династии Джучидов, Жанибек и Керей создали своё государство в Семиречье после распада Узбекского улуса. Источники указывают разные даты основания: 1470 год — когда соправители контролировали большую территорию в регионе казахского мелкосопочника и окрестностей Сыр-Дарьи или 1465 год — провозглашение небольшого ханства в долине реки Чу. Позже большая часть уйсунских родов вошли в состав так называемого Старшего жуза (насчет термина «жуз», мое предположение,  что это было искусственное разделение одного единого народа, которое организовала Российская Империя в середине XVIII века для постепенной колонизации. Что в итоге подтвердилось дальнейшим историческим процессом.

.

Я,  совместно с моим коллегой, тюркологом из Республики Татарстан Альбертом Хабибрахмановым ранее на озвучивали свою версию. С ней можно ознакомиться по ссылке:

Этимология (происхождение) названия «Қазақ» (Казак)

Уйсуны, как я ранее уже говорил, древний и  многочисленный народ, живущий  на территории Южного Казахстана, Китая, Кыргызстана, Узбекистана  и поэтому в силу своего географического местоположения, бесспорно участвовали практически во всех исторических процессах и были тем самым «ядром» военно-политических союзов.

Предки современных уйсунов, как практически и  все родственные  им кочевые племена,   верили в Көк Тәңірі «Вечное Синее Небо».  Примерно с середины позапрошлого века у их исконной религии появилось научное название — «Тенгрианство» (Тәңіршілдік). Все очертания  родовых знаков, названия местностей,  быт, традиции, обряды, культура имели прямую, сакральную  связь с Тенгрианством. Правителя уйсунов называли «Кун Би» (солнечный правитель), а правителя сюнну (гуннов) именовали «Тәңірқұт» (обладающий благоденствием Тенгри).

Интересный факт: уйсуны издревле жили у подножия священных гор Алатау или по другому Тяньшаня. Сам же термин «Тянь-Шань» произошел от древнейшего тюркского названия этих гор «Тәңір тау»  (Теңир тоо, Тәңри тағ, Тәңре тау, Тэнгэр уул), что означает «Небесная  или Божественная гора». Именно там,  также находится и  пик «Хан Тенгри» (Хан Тәңірі) означающий «Повелитель Неба».  Эти места всегда  были священными для всех тюрков.

Тенгрианство (каз. Тәңіршілдік) – это открытое, целостное мировоззрение кочевых и полукочевых народов Центральной Азии, сложившееся на принципе религиозного представления и учения о едином Небе Творце – Тенгри (Тәңір). Практически все традиции и обычаи не только казахского, но и других тюркских, монгольских народов имеют явно тенгрианские корни (вера в предков (Аруах), празднование Наурыза, беташар, тұсау кесер, мүшел и т.д.).

В самом начале статьи, я писал, что являюсь уйсуном из рода Сары Уйсін и в детстве всегда задавался вопросом, почему родовым знаком (Танба) нашего рода является равнозначный крест и прямоугольник

К сожалению, в тот момент времени никто не помог мне найти ответ на этот вопрос и я считал, что возможно  ранее мы были христианами несторианского толка (об этой вере было много информации в учебниках). Но у меня всегда были сомнения на эту гипотезу и я продолжал свой поиск. Именно изучая историю не только уйсунов, но  и всех кочевых народов, я в какой-то момент осознал, что по своим убеждениям оказывается  являюсь Тенгрианцем.

Кто-то может  сразу назвать меня предателем ислама и  своих предков, ведь они были мусульманами. Но я с такими людьми даже не буду спорить, меня не переубедить! Более того, скажу открыто — я никогда не был мусульманином. Насчет предательства предков, приведу некоторые факты, что именно   я и другие люди считающие себя Тенгрианцами,  на самом деле являются самыми преданными сынами и дочерьми своего народа (покажу  на своем примере):

  1. Я прекрасно знаю более  7 поколений моих предков, не только по  линии отца, но и по линии своей мамы.
  2. Живу в Алматы, на территории которого всегда жили мои уйсунские предки. Никуда не переезжал и не собираюсь.
  3. Священными местами  для меня являются горы Тәңіртау и местности, где находятся курганы наших предков  (алматинские, иссыкские)
  4. Верю в Аруахов (души предков) и что они защищают нас.
  5. Раз в несколько месяцев посещаю могилы предков родственников.
  6. Молюсь на своем родном казахском языке, при обращении к Всевышнему говорю Тәңір или  Құдай ( могу ошибаться, но в Исламе у бога 99 имен, «Тәңір» и «Құдай» в этот список не входят).
  7. Дома готовим  7 шелпек
  8. Празднуем Наурыз (кто-то скажет, что это «языческий» праздник, но хочу особо отметить, что День Весеннего равноденствия — это наш новый год по тенгрианскому календарю «Мүшел»).
  9. Ношу равнозначный крест, ведь это мой родовой знак
На данный момент я изучаю наше исконное мировоззрение и если у Вас вопросы, что такое тенгрианство и вообще кого можно называть или считать Тенгрианцами, то ранее мною была подготовлена специальная  статью на эту тему: https://tengrism.kz/who_can_be_called_a_tengrian/
 

Такие современные  рода как Албаны, Шапырашты, Дулаты, Суаны, Жалайыры, Сары уйсуны, Ошақты, Ысты, Абак-кереи, Табыны  без сомнений происходят от Древних Уйсунов и являются друг другу родственниками.    На данный момент среди казахов старшего жуза только один род сохранил в своем самоназвании имя «Уйсін» — это Сары Уйсін, самый малочисленный из всех вышеперечисленных племен (10 000 человек). Меня всегда интересовала история моего рода и  для меня было загадкой почему в его названии есть приставка «Сары» , ведь от остальных уйсунов, да впрочем и от всех представителей казахского народа мы ничем не отличаемся ни по внешности, ни тем более  по менталитету.

Из-за своей малочисленности, у многих  складывается такое ощущение, что нас практически нет в Алматы. Бывали случаи, когда меня спрашивали, а что это за род и откуда они приехали в Алматы. Устав отвечать на такие глупые вопросы и чтобы принести какую-нибудь пользу для народа, я решил открыть сайт по изучению истории и шежире рода Сары уйсін https://sary-uysin.kz/saryuysinder/

Сейчас я выдвину одну свою гипотезу касательно значения «Сары Уйсін».  Я полагаю, что приставка «Сары»  происходит не  от «желтого»  цвета, а является своего рода трансформации  слова «Сарай» ( от тюрк. «Дворец»). Скорее всего,   у рода в начале  было название «Сарай Уйсін» (т.е. «дворцовый уйсун»), но со временем оно было укорочено и утратило первоначальный смысл. Но также хотелось бы отметить и слова казахстанского исследователя Марлена Зиманова, где он упоминал род Сары уйсун:

«Рыжеволосые люди Тарима были коренными жителями Турана, европеоидами, но не европейцами. У туранцев было собственное понимание генеалогического происхождения и родового цвета, недаром, их племена с гордостью носили приставку «Сары» – Рыжий, Золотой, Солнечный, как «усуньцы с рыжими бородами», как и казахские роды сары-уйсуны и другие поколения. Их называли рыжими саками, также «Рыжим саком» звали и их царя Аршака. Рыжебородым был и великий царь гуннов Аттила. Солнцеголовые люди Турана продолжились «светлыми волосами» древних тюрков, «светловолосами» половцами, «светлыми с рыжиной волосами» зеленоглазых чингизидов-борджигинов и «желтоголовыми» ордынскими татарами. Все эти антропологические признаки зафиксированы в китайских, арабо-иранских и европейских летописях, как туранские знаки, но их обладатели были несомненными азиатами – тюрками» [42, т. 2, с. 164].

Ранее я уже предоставил столько фактов и конечно признаю, в том, что ушедшие на территорию Руси и в Европу  уйсуны стали предками не только части славян, но и болгар, венгров, румын, молдаван и т.д. На российских интернет-ресурсах уже выходила данная версия, подробнее: https://zen.yandex.ru/media/historyrus/kitaicy-schitaiut-chto-predki-slavian—usuni-uisuniisuicy-61f58b34c499c04ac82cf074

Также я готовил специальный доклад на тему: «Россия и тюркский вклад в этногенез, язык, культуру и историю русского народа» https://tengrism.kz/rus/

 

Подробнее о моем  мнении на эту тему, Вы можете узнать из презентации предложенного  мной и моим коллегой Альбертом проекта «Алматы — духовная столица Тенгрианства» https://tengrism.kz/almaty_is_the_spiritual_capital_of_tengrism/

Родовые знаки Старшего Жуза

«Золотой человек» (каз. Алтын Адам) — условное название археологической находки, сделанной в 1969—1970 годах в 53,5 километрах от Алма-Aты в результате раскопок кургана Иссык на берегу реки Иссык достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров. Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде и принадлежит уйсунскому войну.

Каргалинская золотая диадема

Каргалинская диадема — произведение прикладного искусства усуней, которое хранится в Центральном государственном музее Республики Казахстан.

На диадеме есть драгоценные камни, что означает о присутствии полихромного стиля. Диадема характерна для среднеазиатского искусства III века до н. э. — II века н. э. Была найдена в ходе археологических раскопок в 1939 году в урочище Мыношакты (Каргалинское ущелье) близ города Алма-Аты. Вместе с диадемой обнаружены и другие золотые предметы, составляющие т. н. Каргалинский клад.

Выполнена техникой штамповки в виде двух золотых инкрустированных драгоценными камнями прямоугольных пластинок общей длиной 35 см и шириной 4,7 см. Внутреннее поле заполнено растительным орнаментом, в который искусно вплетены фантастические изображения зверей, птиц и человека. Характерные черты и повадки животных переданы довольно реалистично.

Гуньмо

Гуньмо (также кунби казКүнби) — титул правителя древних усуней (II век до н. э. — V век н. э.). В китайских письменных источниках титул гуньмо имеет три названия: кунметкунмиекунме. По своему значению все эти три слова близки к словам «кунбек», «кунби». В китайских письменных документах правители государства усуней назывались как великий кунби и младший кунби. Младший кунби избирался из родных сыновей или из числа ближайших его родственников и правил только над одним регионом государства, находясь в подчинении великого кунби.

Карты

Тюркский каганат (552-603)

Тюргешский каганат

Могулистан

Моголистан — средневековое тюркское государство, образовавшееся в середине XIV века в результате распада Чагатайского улуса. Территория Моголистана включала Жетысу,  Восточный Туркестан и Притяньшанье. В западной историографии принято обозначение — «Восточное Чагатайское ханство». По-моему предположению, данное политическое объединение было  центром так называемой империи Чингизидов. Именно  на этой же территории появляется Казахское ханство. Исходя из всех сведений которые я изучил, у меня нет сомнений, что кремль впоследствии начал переписывание истории и «перенес» так называемый центр государства на территорию современной Монголии для того, чтобы ослабить тюркское влияние в регионе и тем самым раздробить тюркские народы для дальнейшей колонизации территорий (как показали дальнейшие исторические события, так все и случилось).

Казахское ханство

После распада Орды, постепенно все кочевые племена кочевавшие на территории нынешнего Казахстана, образовали новое государство Казахское ханство. В дальнейшем государство условно разделилось на 3 подразделения, Старший, Средний, Младший. Основу Старшего жуза образовали племена уйсунского происхождения (Сары уйсуны, Жалайыры, Шапырашты, Ысты, Ошақты, Албаны, Суаны, Дулаты). То есть,  современные уйсуны живут на тех же землях, что и 2500 лет назад!

Поддержка автора:

Карта KaspiGold: 4400 4301 9922 2925

Ерлан Еспенбетов

Yerlan Yespenbetov Kazakhstan Almaty

*** Переводя любую сумму по указанным реквизитам, Вы подтверждаете, что этот перевод является добровольным и не является платой за какую-либо услугу!