loader image
www.sary-uysin.kz

Sary-uysin.kz

История

Сары уйсын (тургеши) — древний род, входящий  в состав многих центральноазиатских народов. Этноним Уйсун с различными вариантами названия,  зафиксирован в родоплеменных структурах ногайцевузбековкрымских татарлитовских татархалха-монголовхазарейцев, болгаров,  башкиров (башкирские табыны считают себя потомками уйсуна Майкы би). Казахские уйсуны состоят из следующих кланов: Сарыуйсын, Шапырашты, Ошакты, Ысты, Албан, Суан, Дулат. Также крупный род среднего жуза Абақ-керей ведет свое происхождение от средневековых уйсунов (что подтверждается как идентичными тамгами, так и легендами о происхождении рода). 

Непосредственно название Сары уйсун встречается также:

  1. в племени  ногай-казах есть подрод Сары уйсун
  2. внутри киргизского родоплеменного объединения Ичкилик ОН УУЛ есть род Сары уйсун
  3. династии болгарских правителей  по многочисленным сведениям происходят из Жетысу, такие как роды Дуло ( Дулу, Дулат или тургу,тургеш) и Асени (Ашина, Афшина, Уйшин, Уйсін). Подробнее о болгарских ханах можно прочитать здесь          

Прямые потомки древних уйсунов (по гречески — исседоны) и сары тургешей.  Девиз — Бақтияр . Тамга — Абак .  

Сары уйсуны  — по казахской генеалогии являются потомками Байдыбека Бабы от старшей жены Марау (Сары Байбише). По официальным историческим сведениям живут в Семиречье (Алматинской области),  на территориях современной Жамбылской и Туркестанской областях, СУАР, Киргизии  около 2000 лет. Состоят из 2-х крупных подразделений — Қалша и Жақып. 

 В основном занимались кочевым скотоводством. Из Сары уйсунов  происходят  много мудрецов, биев, ораторов и батыров.

Усуни (Исседоны)

Усуни, Уйсуны, Ушины, Уйшуны (кит. 烏孫, греч. Исседоны

— кочевое племя индоевропейского  либо тюркского происхождения, обитавшее в древности на севере современного Жетысу и  Синьцзяна.  Историю усуней как крупного народа можно проследить начиная с II в. до н. э.

Согласно свидетельству Яня Шыгу, усуни отличались от других обитателей Западного края: были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы. Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий гуньми), а его родичи именовались далу. Столица усуней Чугу-чэн (Кызыл Ангар, город Красной долины) предположительно находилась на берегу Иссык-Куля (современное село Кызыл-Суу — центр Джети-Огузского района Киргизии). Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Усуни вели войны с кангюями и гуннами за пастбища, имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Осёдлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах.

Государство Уйсунов в 100 году до н.э.

Иссыкский золотой человек

«Золотой человек» (каз. Алтын Адам) — условное название археологической находки, сделанной в 1969—1970 годах в 53,5 километрах от Алма-Aты в результате раскопок кургана Иссык на берегу реки Иссык достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров. Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде и принадлежит сакскому или уйсунскому войну.

Каргалинская золотая диадема

Каргалинская диадема — произведение прикладного искусства усуней, которое хранится в Центральном государственном музее Республики Казахстан.

На диадеме есть драгоценные камни, что означает о присутствии полихромного стиля. Диадема характерна для среднеазиатского искусства III века до н. э. — II века н. э. Была найдена в ходе археологических раскопок в 1939 году в урочище Мыношакты (Каргалинское ущелье) близ города Алма-Аты. Вместе с диадемой обнаружены и другие золотые предметы, составляющие т. н. Каргалинский клад.

Выполнена техникой штамповки в виде двух золотых инкрустированных драгоценными камнями прямоугольных пластинок общей длиной 35 см и шириной 4,7 см. Внутреннее поле заполнено растительным орнаментом, в который искусно вплетены фантастические изображения зверей, птиц и человека. Характерные черты и повадки животных переданы довольно реалистично.

Гуньмо

Гуньмо (также кунби казКүнби) — титул правителя древних усуней (II век до н. э. — V век н. э.). В китайских письменных источниках титул гуньмо имеет три названия: кунметкунмиекунме. По своему значению все эти три слова близки к словам «кунбек», «кунби». В китайских письменных документах правители государства усуней назывались как великий кунби и младший кунби. Младший кунби избирался из родных сыновей или из числа ближайших его родственников и правил только над одним регионом государства, находясь в подчинении великого кунби.

Тюркский каганат (552-603)

В 552 году уйсуны входят в одну из крупнейшую в  мировой истории империю Тюркский каганат, крупное средневековое государство в Азии, созданное племенным объединением древних тюрок во главе с правителями из рода Ашина (некоторым сведениям являются выходцами из древнего рода Уйсун). В период наибольшего расширения (конец VI века) контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), МонголииАлтаяВосточного ТуркестанаЗападного Туркестана (Средней Азии), КазахстанаКрыма и Северного Кавказа. В 542 году этноним «тюрки» впервые встречается в китайских источниках.

Ашина (Династия)

знатный род правителей тюркских каганатов в VI—VIII вв. В эпоху хунну Ашина составили основу древних тюрок.

Большинство исследователей: Х. В. ХауссигА. Н. БернштамЮ. А. ЗуевД. Г. Савинов, С. П. Гущин, Рона-ТашР. Н. Фрай, Финдли, В. У. Махпиров, выдвигали гипотезу о сакоусуньском (согдийском) происхождении Ашина: по их мнению, корни этнонима «Ашина» следует искать в сакоусуньской родовой антропонимии. Картер Финдли считает, что лингвистически нетюркское имя, Ашина, обозначавшее клан, вероятно, происходит от одного из иранских языков Центральной Азии и означает «синий», kök на тюркском языке, цвет, идентифицируемый с востоком, откуда происходит название кук тюрки.

Х. В. Хауссиг считает, что термин Ашина имел древнеперсидское происхождениеС. Г. Кляшторный, в свою очередь, опровергает эту версию и предполагает сакскую этимологию слова Ашина — «синий»/«небесный», отсюда и позднее второе название тюрков Ашина как гёк-тюрки (синие, небесные тюрки). В качестве одного из гипотетических прототипов имени Ашина С. Г. Кляшторный также выделил сакское asana — «достойный, благородный».

Изыскания в ранней истории правящего дома Тюркского каганата, рода Ашина, привели С.Г.Кляшторного к важному заключению о тесных и длительных тюрко-иранских связях.

Термин «вечный эль тюркского народа» впервые появляется в памятниках древнетюркской (орхонской) письменности VII—VIII вв. Эль рисуется военно-политическим организмом, объединяющим под деспотическим руководством каганов из аристократического рода Ашина различные группировки «собственно тюрок» (турк будун — «тюркский народ») и иные подвластные каганату племена.

По мнению венгерского профессора М. Добровича, Ашина были династией.

По мнению М. Массона, титул правителей Уструшаны афшин не случайно имел созвучие с названием основателя рода Ашина.

По мнению академика Ю. Бурякова, Ашина представляло собой род, управлявший Тюркским каганатом и некоторыми областями Средней Азии, в частности Чачем (Ташкентский оазис).

Согласно С.Г. Кляшторному, западнотюркские каганы из рода Ашина управляли Тохаристаном при Тон-ябгу кагане (618—630), передавшим власть своему сыну Тарду-шаду, ставка которого находилась в Кундузе. Наследниками Тарду-шада стала династия ябгу Тохаристана из дома Ашина. На протяжении двух веков она сохраняла тюркские имена и титулы. Легенда о происхождении кабулшахов (тюркская династия правившая в Кабуле) утверждает, что основателем династии кабулшахов был Барак-тегин, интерпретированный аль-Бируни, как «лохматая/косматая собака», исходя из тюркского, что говорит о тюркском происхождении династии кабул-шахов.

Согласно И.Л. Кызласову, «Ашина» — китайское название древнего народа и правящего рода древних тюрков. В тюркских памятниках наименование Ашина не встречается. По Кызласову, оно гипотетически возводится к восточно-иранским языкамПитер Голден утверждал, что происхождение названия от монгольского ошибочно.

Генеалогическое древо династии Ашина

Основателями династий считаются Бумын (ст. ветвь) и Истеми (мл. ветвь) каганы. Престол наследовался по лествичному принципу: «старшему брату наследовал младший, племянник дяде». Представители рода занимали высшие чиновничьи посты ябгу — первое лицо после кагана, наследники престола — тегиншад. Титул каган носили только представители рода Ашина, а главы племен назывались бег. 

 

Правители западной части Тюркского каганата

Каганы западно-тюркского каганата

Каганы западно-тюркского каганата из нушиби

Каганы западно-тюркского каганата из дулу

Тюргешский каганат

тюркское государство (704-756) простиралось от Шаша (Ташкента) до Турфана и БешбалыкаСемиречье, бассейны рек ИлиЧу и Талас. Столица каганата — город Суяб, малая ставка — Кунгут.

Тюргеши  входили в племенной союз дулу и в свою очередь делились на кара- и сары-тюргешей (сары уйсуны). Их вождь Ушлик сверг китайского губернатора и направил в Китай посольство с требованием признать его каганом.

Восточные тюрки также вынуждены были признать существование нового государства. В начале VIII в. каган Ушлик переносит свою ставку в г. Суяб и делит всю территорию каганата на 20 областей — тутук. В каждой области насчитывалось до 7 тыс. воинов.

Первые тюргешские каганы

Тюргешский каганат был создан в 698 году Уч-элиг-ханом. В 705 году вплотную к южным границам тюргешей подошли арабские войска, воевавшие с согдийскими государствами. Ушлик (Уч-элиг) заключает союз с Китаем и Согдом и дважды разбивает арабов под Пайкендом и Бухарой. Только разногласия между тюргешами и согдийцами позволили арабам отступить и избежать полного разгрома. Сын Ушлика Согэ каган изгнал арабов из Средней Азии и стал фактически гегемоном в этом регионе. Однако успех этот оказался недолог.

В 708 году в Тюргешском каганате началась междоусобная война между каганом и его вассалом Кули-Чури. Кроме того, родной брат СогэЧжен перешёл на сторону Восточно-Тюркского кагана и обратился к нему за помощью в борьбе за престол. Восточно-тюркские войска выступили в поход и в 710 году на реке Болучу тюргешское войско было разбито. Согэ начал собирать новые войска, но вновь потерпел поражение и попал в плен. 

Сулук (Сулу) Великий

Поражение тюргешей позволило арабам возобновить наступление на Среднюю Азию и в 711 году взять Самарканд. В 713 году арабы захватили ХоджентФергану и попытались завладеть Ташкентом, а в 715 году проникнуть в Восточный Туркестан. Однако арабская экспансия вновь была остановлена тюргешами, которые в том же 715 году очистили от захватчиков Фергану, а уже в 717 году талантливый каган Сулук сумел восстановить прежнюю мощь каганата.

Арабы пытались добиться союза с тюргешами путём пропаганды ислама, однако эти попытки не имели успеха, и Сулук остался союзником согдийцев. В 724 году тюркеши поддержали восстание в Согде и начали вести там партизанскую войну против арабов. Весной 731 г. тюргеши и согдианцы освободили Самарканд. В октябре 731 года тюргеши заставили арабов покинуть Балх, где находилась ставка их военного командования. Численность войск тюргешей в тот период составляла 30 тысяч человек. Главную роль в военных успехах западных тюрок сыграл полководческий талант Сулу и его личный престиж. Однако в 737 году мир с Китаем был нарушен, и Сулуку пришлось вести войну на два фронта. Кроме того, вспыхнула вражда между кара- и сары-тюргешами (сары уйсуны).

Согласно китайской летописи, «в поздние годы он [Сулук] почувствовал скудость; почему награбленные добычи начал малу-помалу удерживать без раздела. Тогда и подчиненные начали отделяться от него. Он получил простуду, от которой одна рука отнялась, и не мог заниматься делами». Это привело к усилению влияния на государственные дела его ближайшего окружения. В итоге в 738 году Сулу был убит своими сподвижниками — вождь сары-тюргешей Бага-Тархан убил Сулука и пытался захватить власть. Под его знаменем собрались правители Ферганы и Ташкента, кроме того, поддержку обещали и китайцы. В битве на р. Шу кара-тюргеши были разбиты, а столица каганата, город Талас, разрушен. В 740 году был убит и Бага-Тархан, а главой кара-тюргешей стал Иль-Идмиш-Кутлуг-Бильге.

Некоторые тюргешские каганы выпускали свои монеты с согдийскими надписями.

Распад каганата

Пользуясь междоусобицами тюргешей, арабам удалось завершить завоевание Согда, подавить сопротивление СамаркандаТашкента и Отрара и к 738 г. установить твёрдую границу с тюргешами. Возобновили наступление и китайцы, которые в 748 году разрушили город Суяб. Две армии, арабская и китайская, встретились в 751 году у реки Талас. Ожесточённая битва продолжалась пять дней и закончилась победой арабов. Китайцы были изгнаны из Семиречья, но и арабы были вынуждены отступить из-за постоянных восстаний в покорённом Согде.

В 756 году война между кара- и сары-тюргешами возобновилась и окончательно обескровила каганат. В 756 году власть в Семиречье перешла к другому тюркскому племени — карлукам. В 766 году государство тюргешей было уничтожено карлуками.

Тюргешские каганы

Империя Чингисхана и улус Чагатая

После объединения практически всех кочевых племен в единую империю Чингисхана, уйсуны вошли в состав одного из его улусов.

Чагатайский (Джагатайский) улус (Улус ЧагатаяЧагатайская Орда, государство Чагатаидов) — тюркомонгольское государство, образовавшееся в Средней Азии в 1266 году после распада Великой Монголии. Улус был назван по имени сына Чингисхана — Чагатая. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам. В период своего расцвета в конце XIII века улус простирался от Амударьи к югу от Аральского моря до Алтайских гор на границе современной Монголии и Китая, примерно соответствуя территории Каракитайского ханства. В 1340-е годы государство распалось на Могулистан и Мавераннахр. Большая часть уйсунских племен  со временем  перешло на сторону так называемого в зарубежных источниках Могулистана.

Казахское ханство

После распада Орды, постепенно все кочевые племена кочевавшие на территории нынешнего Казахстана, образовали новое государство Казахское ханство. В дальнейшем государство условно разделилось на 3 подразделения, Старший, Средний, Младший. Основу Старшего жуза образовали племена уйсунского происхождения (Сары уйсуны, Шапырашты, Ысты, Ошақты, Албаны, Суаны, Дулаты)

****Примечание к данной карте. 

Сары уйсуны  в большом количестве действительно живут в местностях указанных на карте, но также не в меньшем количестве они проживают и на  территории,  которая сейчас входит в  город республиканского значения и крупнейший населённый пункт Республики Казахстан — Алматы. Особенно компактно они проживают в родовых аулах, ставшими со временем различными микрорайонами города — Ожет, Карасу и т.д. А также в селах и городах  находящимися в непосредственной близости от Алматы — Казцик, Комсомол, Бурундай, Капчагай, Айдарлы и т.д.